Время работы: c 08.00 до 17.00
8(49136) 2-13-39

СТАРИНА – СТАРИНУШКА. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ.

СТАРИНА – СТАРИНУШКА. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ.

Празднование апостолу Андрею Первозванному совершается дважды в году: 13 июля – в день Собора двенадцати апостолов и 13 декабря.
В христианской традиции святого апостола Андрея называют Первозванным, так как он, согласно Евангелию от Иоанна, будучи одним из учеников Иоанна Крестителя, первым последовал за Иисусом Христом: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос».
По русскому варианту легенды об апостольской миссии Андрея, святой проповедовал христианство нашим предкам – славянам, пройдя по землям скифским до самого Новгорода. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород», — так рассказывает о путешествии Андрея Первозванного «Повесть временных лет».

По преданию, за верность христианскому учению святой апостол принял мученическую смерть на кресте. Вот только крест этот был не совсем обычной формы, напоминая собой латинскую букву Х. Впоследствии его назвали Андреевским крестом, а в России в честь святого апостола был учреждён Андреевский орден, которым отмечались выдающиеся заслуги перед Отечеством. Недаром и само имя Андрей переводится с греческого языка как «мужественный, храбрый».

То ли оттого, что Андрей, как и его брат Симон Пётр, был рыболовом, то ли ещё по какой причине, но народный образ Андрея Первозванного тесно связан с водой. В старину во многих местах мужики в день памяти апостола Андрея вторично слушали в колодцах воду: тихая вода – хорошая зима, шумная – предстоят морозы, бури, метели. Результат сверяли с тем, что дал Юрьев день (9 декабря).
А в с. Новосёлки Шиловского района рассказывали: «Где дорога в овраг Кривцовский уходит вниз, от того места к Шилову место зовётся Семиключье, там Андрей Первозванный семь ключей раскрыл».
«Берег Оки от Крутиц до Новосёлок называли в народе Семиключьем, впрочем, немногие помнили это название, так как через святые родники была пущена дорога. И только старанием Шиловских да Новосёлковских матушек и пастухов их чистили и оберегали. А когда Исаев (первый начальник Шиловской милиции) приехал источник засыпать, одна из матушек возьми да и брызни в него водой, понёс его конь, и сам он как чумной сделался, и источник не тронул». В былые времена знающие люди брали из семи ключей воду, смешивали её и лечили от разных болей святой водой и словом божьим.
«Семиключье» — семь святых источников. «Первым источником является ключ в честь иконы «Всем скорбящим радости». Расположен он в живописном месте недалеко от древнерусского городища 12-13 века, погибшего, вероятно, во времена нашествия монгольской орды. Брали они из этого источника воду, и уже тогда был он освящённым.
Следом за этим источником шёл ключ в честь иконы «Николая угодника», далее «Михайловский», «Параскевы Пятницы», «Борисоглебский», «Никитский» (Никита Готский), последним же был Источник Андрея Первозванного. Когда Андрей с гор Киевских на Новгород шёл, он здесь прошёл».
В памяти старожилов лучше сохранилось место положения первых двух ключей, и в наши дни благоустроены именно источники «Скорбящим радости» и «Никольский».

Да и Андреевский флаг со времён Петра 1 и до наших дней развивается именно на флагштоках кораблей, являясь главной святыней Российского военно-морского флота.

Однако, не смотря на почтительное отношение к святому, день памяти апостола Андрея – один из небольших праздников, как в календаре православной церкви, так и в народном календаре. Как отмечает Василий Юдин, автор книги «Дни величальные»: «Верующие в этот день чинно и смиренно (как и нынче) отстаивали утреннее богослужение, как любое, назначенное каждому из самых близких Христовых апостолов, и расходились по своим делам. В память апостола Андрея никаких обрядов не предусматривалось, и в житейских крестьянских заботах с ним ничего не было связано». И, действительно, рассказывая о днях памяти разным святым (Иоанна Предтечи, Петра и Павла, Егория и других), богатых на обряды и обычаи, Шиловские крестьяне никак не выделяли праздник Андрея Первозванного.
И только у заневестившихся девушек в Андреев вечер появлялись хлопоты: в ночь под Андрея Первозванного устраивались первые зимние гаданья, предшествующие святочным. Гадали в этот вечер и в Шиловском районе. А ещё, по рассказам местных жителей, девушки запрядали особую нить, приписывая ей магическую силу.

Источники:
1. Василий Юдин. «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря»/Саратов: Приволжское кн. из-во.1992.
2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост., вступ. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой; ил. Е. М. Белоусовой. – М.: Правда, 1991. – 496 с., ил.
3. Легенды и предания Шиловского района Рязанской области. Книга из цикла «Мещёрские сказы» (книга 6). Издана Рязано-окским историческим сообществом. // Собиратели А. Н. и А. П. Гавриловы. – Москва, 2021.
4. Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2008. – 448 с.
5. Русский народный календарь/О. В. Третьякова, Н. В. Тверитинова. – М.: Метафора, 2005. — 608 с.: ил.
6. Свободные источники сети Интернет