Вода, вода, кругом вода

Вода, вода, кругом вода

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В НАРОДНЫХ ПОВЕРЬЯХ. ЧАСТЬ I.
ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА.
В мире много необыкновенных и удивительных явлений, которые кажутся нам столь простыми и естественными, что мы часто не придаем им никакого значения. В давние времена люди объясняли чудеса и красоты природы при помощи мифов и сказок.
Почему пошел дождь, град или прогремел гром, почему появилась радуга или в утренний, ясный день трава вдруг стала мокрой? Оказывается, все эти явления — составная часть большого и достаточно сложного процесса, известного нам из курса географии – круговорота воды в природе.
О научном обосновании всех этих явлений можно прочитать в учебниках, энциклопедиях, интернете. Нам же интереснее узнать, как природные явления воспринимались, объяснялись и использовались в жизни наших предков.
Итак, мы все знаем, что вода, находящаяся в природе в трёх состояниях (парообразном, жидком и твёрдом), соединяет собой все слои биосферы. Об этом же говорят и старинные поверья, объясняющие, почему на воде всегда «гадали да ворожили»: «Вода… из подземного мира течёт, туманом вверх поднимается… Вот туман на небо поднимается в вышний мир, да не в верхний – видел, что туман не на небо уходит, а тает как, то есть в другое место просачивается… Да и с верхнего мира вода идёт дождём, тоже связь. Да не так просто, а с громом и молнией; молния – это, вишь, по-нынешнему электричество, а по нашенски сила. От неё мир обновляется, говорили: «Божья матушка пыль да грязь выбивает», — да не из половиков, из мира! Оттого и воздух потом вкусный и вода дождевая полезная. Но у ней одна польза, а у родниковой иная. Вот и выходит, что через то все три мира связаны».
Раз уж мы заговорили о ворожбе на воде, продолжим эту тему, выбрав лишь гадания, связанные с туманом да атмосферными осадками. В старину было огромное количество разных гаданий: «малых» и «больших». «Большие» гадания могли сделать только Знающие люди.
«Раньше, бывало, Знающие «слушать в туман» ходили, только опасно это – просочится он в голову, и человек дурачком станет». Не менее опасно ворожить и на грозе – «молния возьмёт и в тебя влупит, было такое и не раз».
«Малые» гадания мог совершить любой человек, да только для них отводилось лишь определённое время в году. Например, Зимние Святки. Самая яркая гадательная пора, по мнению шиловских крестьян, начиналась с Васильева вечера (Старый Новый год).
Старые гадали на погоду да на урожай. В д. Ванчур, например, выносили «на мороз разные хлебы – зерно. Утром, на котором будет иней, тот будет в этот год сильный». А одна жительница д. Тайдаково рассказывала: «На Святках, перед Рождеством, хозяин мой луковицу пополам разрезал и ложил. И через некоторое время смотрел: где сок, а где нету. И скажет, что в этом месяце дождь, в этом нету и т. д.»
Ну, а девушки молодые, конечно же, гадали на женихов, на замужество. Многие гадания были связаны со снегом. Так, в с. Дубровка ходили «за перекресток»: ближе к полуночи выходили на перекресток с полотьей, бросали в нее немного снега, приговаривая:
Вею, вею ветерок,
Вею в полюшке снежок…
Где стукнеть, вяхнеть —
Там мой женишок…
После чего скорее ложились на снег и слушали, «где чё слышно»
В д. Воружка «на снег валялись, потом смотрели: если рубцами – муж бить будет, ровно – всё хорошо». Похожее гадание было и в д. Ванчур: «На снег падали: вот так упадут на ровный снег, потом встают, наутро смотрют: если (от мороза) изрешечено все – пьяница будет, если гладко – хороший жених будет».
Совершали девушки и специальные обряды, призванные улучшить урожай, а также их девичью красу. Для этих обрядов использовались, в том числе, и разные состояниями воды.
«В новогоднюю ночь или в Крещенскую девки, набрав лукошко снега, выбирали пустое место, волокли по снегу суковатую палку – как бы пахали, затем одна рассевала снег из лукошка – как бы засевала поле. При этом пели:
Сею, вею, рассеваю снежок
Уродися, уродися, уродися, ленок.
Тонок, долог, головист, головист,
Белый, белый
Чист волокнист.
Сею, вею, рассеваю росу
На девью, на девью,
На девичью косу.
После, каждая бросалась в снег – чтобы спиной упасть, считалось, что от этого лен будет большой, а девки приглядней» (с. Борок).
Не менее целительной считалась роса, собранная в Иванов день (7 июля). Её собирали чистой холстиной, с соответствующими заговорами. Рано утром, до восхода солнца, борокские девушки выходили в луга и, сбросив одежду, катались по росной траве – «купались» в росе, при этом пели заговор, который должен был сделать их неотразимыми.
Ты пади-ка, пади-ка, роса,
На темные леса,
На рецки бегуцие.
Болота зыбуцие,
На травы шелковые.
Клюцики студевыя…
А и вороцай, роса,
Славости-прелести,
Цтоб стала я славная,
Белая дородная.
Лицико румяное.
Щецки аленьки.
Брови церненьки…» (с. Борок).
Собирали ивановскую росу, «росой умывались и пили её» и в с. Тырново. А в д. Некрасовка бытовало поверье, что «роса от глаз хорошо» (сглаза).


Вода способна очистить и тело, и душу человека. Это и святая Крещенская вода, и та, которая выпала на землю в виде осадков. Дождевой водой в старину мыли голову, говорят, что волосы от неё становились мягкие и пушистые. В с. Пустополье на Ильин день собирали дождевую воду, она считалась лечебной. Ильинской водой умывались и в с. Илебники, при этом приговаривали: «Илья спустил сто пудов льду, а мне сто пудов здоровья». На Чистый четверг (перед Пасхой) ещё до восхода солнца селяне начинали проводить магические обряды очищения: «Встануть до солнышка, трубу обмятуть, снегу принясуть – если снег есть – и начинають этим снегом по ногам кидать – блох выгоняли» (д. Ванчур).
Особую роль играл снег и в «наведении теста» для первых масленичных блинов. В каждом селе существовал свой особый ритуал. Так в с. Борок хозяйки ночью, «…при свете месяца собирали с заговорами снег в дижку, и ставили её в избе. Утром, когда снег окончательно таял, на этой воде ставили блины».

ЛИТЕРАТУРА:
1. Гаврилов А. Н. Народный календарь Шиловского края. Этнографические очерки. – Шилово, 2004.- 88 с.: ил.
2. Мещёрские сказы. Выпуск № 2 / Составители А. П. и А. Н. Гавриловы. – 102 с.
3. Научный архив Этнокультурного центра «Заряна».