Время работы: c 08.00 до 17.00
8(49136) 2-13-39

СТАРИННЫЕ РЕМЁСЛА ШИЛОВСКОГО РАЙОНА. ТКАЧЕСТВО.

СТАРИННЫЕ РЕМЁСЛА ШИЛОВСКОГО РАЙОНА. ТКАЧЕСТВО.

Ткачество – процесс производства тканей из готовых ниток.
Издавна на Руси ткачество считалось домашним производством. Ткачихой была каждая крестьянка.
Юлия Петровна Чумакова в своей книге «Лексика традиционного ткачества в говорах района «Богословщина» Рязанской области» отмечает, что ручное ткачество было распространено в русской деревне повсеместно. В отличие от других ремёсел (например, валяльное или сапожное дело) оно было неотделимо от крестьянского быта, поскольку в условиях натурального или полунатурального хозяйства обслуживало первейшую потребность каждой крестьянской семьи.

В старину на Руси изготавливали разные ткани. Из местного сырья: льняную, конопляную, шерстяную или полушерстяную, из привозного — шёлковую и хлопчатобумажную. Если шерсть, в основном овечья, использовалась практически во всех регионах, то выращивание растительного сырья зависело от климатических условий. В Шиловском районе в большей степени сеяли коноплю. «Холсты были в основном конопляные, лён не сеяли» (с. Тимошкино). «Конопли пряли, скатерти и холсты ткали» (с. Тырново). Хотя лён в нашей местности был привозным, жители разных сёл в своих рассказах упоминали и об изделиях изо льна. «Льняные полотенца, утирки» (с. Тырново). «В большой семье готовили снохи по очереди. Одна половики ткёт, другая лён» (с. Новосёлки). «Пряли лен, потом ткали холсты и из них шили одежду и полотенца» (с. Федосеево-Пустынь).

Холст из растительного волокна шёл на пошив одежды (рубахи, сарафаны, юбки, запоны, мужские портки), рушников, скатертей и других вещей, необходимых в хозяйстве. «Девичий костюм представлял собой длинную холщевую рубаху, подол (юбку), станушку (станушницу)» (д. Хорошавка). Девушки с. Санское также «носили из холста сборчатую юбку — подол. Подол был белого цвета с узорами, обшит полосками ткани (но не вышивалось). Очень сборчатая». А так описывает праздничные рубашки с. Свинчус 1 половины XIX в. Е. Ф. Грушин: «… они были собственного, своего изделия, большею частью льняные (деланныя изо льна) и посконныя (деланныя из пеньки)».


Полотно из шерсти использовались в изготовлении понёв (женская набедренная одежда), юбок, онучей (обмотка под лапти). Например, в с. Ирицы девушки носили «шерстяную юбку со сборками», замужние женщины – понёву. «Паневы с прошвой из чистой шерсти» надевали и крестьянки с. Константиново. Из шерсти также шили и верхнюю одежду: шушпаны, цыпруны, мужские суконные армяки, зипуны и многое другое. «Анучи — портянки самотканые из шерсти» (с. Тимошкино). «Зипун — толстый из шерсти. Одевали мужчины» (д. Ванчур).

Ткали также и полушерстяное полотно: «шерстяной уток на портяной основе». В. И. Даль приводит разные названия такой «крестьянской полушерстяной домотканины» — «сукманина», «полусукно, сермяга, пониток».
Окрашивание нитей в разные цвета позволяло ткать пёстрые холсты, т. н. «пестрядь» — льняную ткань домашней выделки часто в мелкую клетку. Шла на пошив рубашек, портов, сарафанов. «Ткали ткани разливные — из пестрых ниток» (с. Малые Пекселы).

В отличие от ткачей – ремесленников, которые изготовлением полотна зарабатывали себе на жизнь, и, по сути, ничем другим больше не занимались, у крестьянских женщин было и много других повседневных забот. Поэтому, во-первых, в подготовительных к ткачеству работах участвовала вся семья, а во-вторых, самому процессу изготовления холстов отводилось определённое время года: зима и ранняя весна, пока не начались земледельческие работы. Подходящим для тканья временем во многих местах считался Великий пост. «Днем и вечером стучат по избам кросна, челнок уточкой ныряет в переплеты основ, ткут холсты льняные ткани, ватолы, вяжут, вышивают, шьют основы к Пасхе» (с. Санское). А в с. Тырново сохранилась такая присказка:
«Великий пост,
Привяжем тебе хвост,
Сиди лишь пряди
Да тки!»
В древности для производства ткани использовали деревянные ручные ткацкие станки: вертикальные и горизонтальные.
В наших местах сохранились, в основном, горизонтальные ткацкие станки, они пользовались большей популярностью. Главным достоинством горизонтальных станков является возможность ткать полотно практически бесконечной длины, наращивая основу. Ткачиха выполняет работу, сидя на скамье или табурете, причем все действия она может выполнять, практически не сходя с места, что очень удобно.
Подробное устройство ручного ткацкого станка сейчас можно найти во многих источниках: и в печатных изданиях, и в интернете. Ю. П. Чумакова, например, называет следующие основные части ткацкого станка: «деревянные устои, полотняный навой, бердо, нит, подножки».
Но это описание лишь одного из видов горизонтальных ткацких станков – стана «с косой». Особенность его строения – отсутствие заднего (пряжного) навоя. Сплетённая свободная часть основы лежала прямо на полу под станком.

Другой вид ткацкого стана – навивной — имеет и полотняный и задний ткацкий вал, который носит собственно название «навой» или «колода», предназначенный для навивания основы.
Передний (полотняный) навой – валик для закрепления полотна – в с. Сасыкино Шиловского р-на назывался «пришива»; другие варианты в русских говорах «пришво», «пришва», «пришвица».
«Деревянные устои» или «рамы» соединялись спереди и сзади деревянными валами («навоями»), а в середине «ниченками» («нитами», «нитеницами») и «набилками» («набивками», «набелками») с «бердом». Нити основы при сновании ткацкого стана протаскивались между тесно вставленными параллельными тонкими деревянными дощечками берда, затем сквозь петельки ниченок: то в одну, то в другую попеременно. Ниченки верёвочками соединялись с «подножками» — дощечками, расположенными в нижней части ткацкого станка, выполняющими роль ножных педалей. Нажимая ногой то на одну, то на другую подножку, ткачиха по очереди поднимала одну из ниченок, тем самым нити основы разделялись на два ряда, между которыми образовывалось пространство — «зев». В этот зев пропускался челнок с уточной (поперечной) нитью.

Сам процесс тканья проходил следующим образом. Если уточная нить находилась, например, справа от полотна, то ткачиха должна была нажать на правую подножку, пропустить через зев челнок справа налево, прибить с помощью набивки с бердом уточную нить к полотну. Затем нажать на левую подножку, ещё раз прибить уточную нить для большей плотности полотна и пропустить челнок через зев слева направо. Снова прибить уточную нить. Такой способ использовался при простом тканье, когда в работе участвовало лишь две ниченки (двухремизный станок), а значит, и две подножки.
На двухремизных станках выполнялось и браное ткачество — особая техника тканья, при которой ткачиха перетыкает уточной нитью не всю основу сразу, а по частям, в соответствии с узором. Н. И Лебедева так описывает технику бранья, объясняя связь её названия с глаголом «брать», «выбирать»: «Сзади за бердом отдельные нити основы выбирают, прокладывают прутком или подвязывают петлями из ниток. Выбранные нити поднимаются вверх обычного получения зева». Тканый браный узор очень похож на вышитый.

Иногда – в зависимости от рисунка ткани – берут 3, 4 и более ниченок, соответственно и столько же подножек, т. н. многоремизный станок. На многоремизном станке можно выткать узорную рельефную ткань, поскольку наличие нескольких ниченок позволяет, раскрыв дополнительные зевы, создать и дополнительные рельефные слои.
В старину на ткацких станках ткали не только холсты из растительных волокон, шерстяное полотно, которое после дополнительной обработки валянием превращалось в толстое сукно, но и половики (дорожки) из тканевых полосок, «тряпочек».


Для тканья обычной пряжей использовали челнок в виде точёной колодочки с заострёнными концами и прямоугольным вырезом посередине, в котором закреплён упругий стерженёк (пруток, пружок) для насаживания цевки с намотанной уточной нитью. Тряпочный уток наматывался на другой вид челнока — плоскую продолговатую дощечку с полукруглыми вырезами на концах.

Старинный способ ткачества используется мастерицами и по сей день. Правда, в отличие от прошлых веков, в наши дни ткачеством занимаются лишь любители этого древнего вида рукоделия.

С секретами ткачества мы знакомим и посетителей ЭКЦ «Заряна», порой посвящая ему целые программы.