Время работы: c 08.00 до 17.00
8(49136) 2-13-39

История одного предмета. Ухват.

История одного предмета. Ухват.

Ещё каких-то лет 100-150 назад люди даже представить не могли, что щи да кашу можно сварить на газовой или электрической плите, ведь варили, жарили, пекли да парили всё только в печи. Но время летит. Русская печь, бывшая обязательным предметом в любой избе, в наши дни стала редкостью даже в сёлах и деревнях. Меняется кухонная посуда, уходят в прошлое и специальные орудия, необходимые для растопки печи, приготовления пищи. Одним из таких, уходящих в небытие приспособлений является ухват.
Так что же такое ухват? В старинных загадках очень точно описывается сей предмет.
Вот, например:
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт, а сам на отдых идёт.
Всё верно, ухват по-другому назывался рогачом. Само слово «ухват» происходит от слова «хватать».
ФОТО 1.

Или такая загадка:
В хлеву у быка копна на рогах,
А хвост у бабы в руках.
Действительно, в старину топила печь, готовила пищу, а, значит, и работала с ухватом именно женщина.
ФОТО 2.

Попробуйте отгадать ещё одну загадку:
«Нет такого мудреца, как Ивана хитреца,
Сел на конь и поехал в огонь».
Как вы думаете, о чём эта загадка? В былые времена любой ребёнок сразу бы догадался, что «Иван хитрец» — это горшок или чугунок, который несут в печь на ухвате – «коне». По сути, это описание того, для чего нужен ухват.
Такое же определение ухвату дают и современные исследователи. Вот, например, что пишет автор «Энциклопедического словаря российской жизни и истории» Беловинский Л. В.: «Ухват – рогач, кухонная утварь, предмет для постановки в русскую печь и вынимания из неё горшков и чугунков».
ФОТО 3.

Но почему только горшков и чугунков? Всё дело в форме посуды. Круглый с узким донышком и более широкими боками горшок или чугунок позволял хозяйке продеть нижнюю, узкую часть между рогами ухвата и поднять его немного вверх, так что заплечиками посудина плотно садилась на рога. Затем, подняв горшок или чугунок, его можно было переместить в печи.
ФОТО 4.

Поскольку в каждом доме было много горшков и чугунков разных размеров, то и ухватов было сразу по несколько штук: больших и маленьких, на длинной и короткой рукояти. В общем, под каждый размер чугунка свой ухват.
ФОТО 5.

А как же быть с большими и тяжёлыми чугунками? Оказывается, тяжёлые горшки и чугуны «выкатывали» из печи, подкладывая под рукоять круглую скалку и действуя длинным концом рукояти как рычагом; при этом не требовалось прилагать больших усилий для поднятия тяжести.
ФОТО 6.

Когда знакомишься с какой-либо вещью, всегда бывает интересно узнать, не только для чего она нужна, но и из чего и как она сделана. Беловинский описывает строение ухвата следующим образом: «железные двузубые вилы с плоскими плавно изогнутыми зубьями на длинной деревянной рукояти». Похожее определение ухвату даёт и В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Род железных вил, которыми ставят в печь и достают горшки, чугуны».
Итак, рукоять вырезали из дерева. А ту часть, которой подхватывали чугун или горшок делали из железа. Как рассказывают знающие люди, ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети её длины. Затем не рассечённую часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, диаметр которого зависел от размера чугунов и горшков. Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было бы свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.
ФОТО 7.

В старину любой предмет не только выполнял утилитарную, бытовую функцию, но и скрывал в себе глубокую сакральную информацию, которая для нас, современных людей, может казаться весьма необычной.
Так, во многих источниках упоминается о примете: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. В нашей местности бытовало поверье о том, что ухват, поставленный возле печи рогами вверх, способен был защитить жилище от проникновения нечисти, то есть, по сути, становился оберегом. Защищал ухват и от колдунов. В с. Куземкино рассказывали: «…как она идет колдунья, рогача кверху становить и ножик у стол затыкал».
ФОТО 8.

В старину в разных уголках России использовали ухват и во многих обрядах: родильных, свадебных, похоронных, в опахивании села от мора, в обрядах календарных праздников. Например, при ряжении на святках. Во многих деревнях и сёлах Шиловского района в рождественский сочельник по домам ходила Коляда и проверяла, как дети работали, помогали матери: плели ли мальчики лапти, пряли ли девочки пряжу, мотали ли клубки. В руках Коляда имела палку-клюку, ухват или кочергу, чтобы стучать об пол, бить непослушных и ленивых детей.
ФОТО 9.

Ряженые во время «кликания Авсеня» могли носить с собой ухват, или же сделать из него фигуру «козла», или «коня». Для этого из сена формировали «голову» и насаживали её на рога ухвата.
ФОТО 10 и 11.


Такую голову на рогаче использовали в обрядах и других праздников, когда «в коня» рядились сами люди. Так, например, в с. Муратово и Юшта «водили коня» на Проводы Русалки (через неделю после Троицы). А в с. Тимошкино в тот же самый день провожали Чамку. «Кукла чамка идет впереди, за ней идут в лоскутных костюмах (что-то типа кофты поверх лоскутного сарафана)… Они стучат в заслонку печную и к ухвату привязывали коровий колокольчик».
В наши дни увидеть ухват можно разве что в музеях, а в редких случаях и в какой-нибудь деревне, где хозяева по сей день пользуются печью, да не любой, а только русской, в которой можно приготовить еду.
Есть ухваты (рогачи) и в Этнокультурном центре «Заряна». И здесь посетители могут не просто рассмотреть ухват, подержать его в руках, но и поработать с ним: поставить чугунок в печь или вытащить из печи, почувствовав себя настоящей хозяйкой в крестьянской избе.
А пока предлагаем вам посмотреть фотографии с интерактивных программ, которые проводились в разные годы в нашем Центре.